Между ведическими и тантрическими мантрами существует определенная разница. Тантра может научить всем формам использования мантр.
Одной из основных мантр является слог АУМ (пранава). Этот слог произошел от трех слов:
– бхух (земля);
– бхувах (воздух),
– свах (небо).
Традиционно АУМ передает понятия всемогущества и универсальности. Это символ беспримесной чистоты и величественной силы.
В области пола он символизирует:
– А – мужской;
– У – женский,
– М – средний.
Синтезируя силы материи, духа и жизни:
– А – Брахму (созидателя);
– У – Вишну (защитника);
– М – Шиву (разрушителя).
В плане таттв:
– А – акар (форму);
– У – урдхагами (движение);
– М – акаша (эфир), пустота.
В плане элементов сущности:
– А – земля;
– У – вода;
– М – воздух.
В плане гун:
– А – саттва (благость),
– У – раджас (страсть),
– М – тамас (невежество).
В плане времени:
– А – прошедшее:
– У – настоящее;
– М – будущее.
В плане намарупа:
– A – ca т (вечность).
– У – чит (знание);
– М – ананда (блаженство).
А так же:
– А – бодрствующее состояние.
– У – состояние сновидения,
– М – самадхи.
Еще:
– А – субъективное знание,
– У – сознание внутреннего Мира,
– М – открытие высшего знания.
Произнесение АУМ перед мантрой и после нее приводит в гармонию два полушария мозга и производит магический эект. Такое размещение этого слога в начале и конце мары называется сампут.
В «Таттва-Пракаше»* АУМ называют тарамантрой, или таринантрой – считается, что она исполуется для достижения состояния сиддхи.
В «Чхандогья-Упанишаде» сказано:
«Сущность все существ – земля,
Сущность земли – вода,
Сущность воды – трава,
Сущность травы – человек,
Сущность человека – речь,
Сущность речи – «Ригведа»,
Сущность «Ригведы» – «Самведа»;
Сущность «Самведы» – удгита, АУМ;
Удгита – лучшая из сущностей».

В «Мандукья-Упанишаде» сказано:
«Пранава (АУМ) – это лук,
Личность – это стрела,
Целью же является Брахман».

В «Майтрейя-Упанишаде» АУМ сравнивается со стрелой, которую:
«Манас (разум)укладывает на лук человеческого тела (дыхания);пронзив тьму неведения, эта стрела достигает света высшего состояния.
Точно так же, как паук взбирается по своей паутине и достигает свободы, люди поднимаются к освобождению благодаря слогу АУМ, слог, который является словоимволом совершенного, беспредельного и вечного».

Таким образом, во всех текстах ведического происхождения АУМ (или ОМ) является сущностью всего. АУМ является единым целым, олицетворяющим всеохвывающим космическое сознание – турийю, выходее за пределы слов и концепций сознание четвеого измерения, чистое самосуществование.
Так же наряду с АУМ существует ХРИМ – биджакшара. Этот слог известен как тантрическая пранава. Иначе говоря, ХРИМ занимает в Тантре такое же положение, какое АУМ занимает в «Веданте». И вместе с тем существует ХУМ, т. е. АУМ или ХРИМ в конце мантры, как бы завершая и заключая мантру.

talisman